О музыке

Индийская классическая музыка — одна из древнейших комплексных музыкальных традиций мира. Её истоки традиционно связывают с Ведами, в первую очередь с «Самаведой» (2 тыс. до н. э.), останавливающейся на музыке подробнее других Вед (объясняя, как исполнять гимны Ригведы) и прочно связывающей истоки музыки с религиозно-магической практикой индуизма (Википедия).

Раги

Рага (санскр. «цвет, настроение») — музыкальные лады, используемые в индийской классической музыке, серия из пяти или более нот, на которых строится мелодия. Традиционно раги привязаны к различным сезонам или времени суток. Кроме мужского термина «рага» используется и женский, «рагини» (Википедия).

Раги — основа индийской музыки. Из всех музыкальных стилей, раги наиболее полезны для энергетики человека. Это обусловлено тем, что ноты напрямую «встроены» в энергетику человека. Частота каждой ноты совпадает с частотой вращения определённой чакры. Таким образом, играя или прослушивая раги, можно настраивать свой организм на определённое состояние.

Ноты и чакры

Вот пример инструментальной раги «Парамешвари» в нашем исполнении (2011 г.):


Баджаны и Каввали

Основа нашего репертуара — индийские классические бхаджаны и каввали (песни, посвящённые божественности).

Бхаджан (хинди от санскр. bhaj «почитать») — религиозное песнопение в индуизме, иногда древнего происхождения. Термин «бхаджан» часто используется как синоним «киртана». Бхаджаном также называют просто духовную деятельность, направленную на удовлетворение Бога (Википедия).

По отношению к рагам, бхаджаны являются более лёгким стилем. В них есть вступления, куплеты и припевы, как и в европейских песнях.

Пример баджана «Нирмала Кити Варнави» в нашем исполнении (2011 г.):


Каввали (qawwali) — исполнение под музыку суфийской поэзии, распространённое преимущественно в Пакистане и северной Индии. Традиция Каввали существует более 700 лет. Ее популяризаторами были члены братства Чишти. Первоначально Каввали использовалась в ритуальных целях в суфийских обителях (ханака), во время радений и праздников (урс), у гробниц суфийских шейхов и святых.

В дальнейшем Каввали стали также исполняться на светских концертах и фестивалях. Широкую международнуюю известность приобрёл исполнитель Каввали Нусрат Фатех Али Хан из Пакистана, благодаря ему жанр распространился по всему миру (Википедия).

Каввали похожи на бхаджаны, но, поскольку это суфийская поэзия, то в них воспеваются преимущественно пророки ислама.

Пример каввали «Али Мола» в нашем исполнении (запись с концерта, 2006 г.):


Танцы

Кучипуди — вид классического индийского танца (штат Андхра Прадеш, Индия), вид танцевальной драмы.

Название этого стиля происходит от региона, в котором он сформировался: деревня КучелавапУри (название местечка на языке телугу (Kuseelavapuri) означает «поселение актеров»). Менее распространены другие названия этого стиля: КучипУди бхАратам и кучипУди нАтья.

Первое из них отражает суть этого искусства: слияние бхАва (эмоций), рАга (мелодии) и тАлам (ритма); второе означает «танцевальная драма кучипуди».

Традиции этого классического танца восходят к древним временам, о чём свидетельствуют скульптурные изображения апсар, небесных танцовщиц в храмах Южной Индии (Рамаппа).

Считается, что уже в 1 веке до н. э. это искусство было распространено на территории современного штата Андхра Прадеш. Танцевали его девадАси («служанки бога») — девушки, жившие при храмах и официально выданные замуж за божество, которому был посвящён храм (Википедия).

Пример танца «Пуджа» в стиле Кучипуди в нашем исполнении (2009 г.):